Джозеф Пауэлл начал подозревать неладное, когда его админ
отказался уступить права администратора к бухгалтерскому софту. Пауэлл,
который работал управляющим в частной школе, стал замечать и другие
странности. Когда школьное руководство всё-таки заставило админа
сообщить логин и пароль, Джозеф обнаружил то тут, то там намеренные
ошибки в школьной базе данных. «Мы также заметили, что наша сеть
работает гораздо хуже, когда он был недоволен тем или иным решением
руководства по отношению к нему», - говорит Пауэлл.
К тому времени, когда Пауэлл и руководство школы приняли решение уволить
админа, тот уже читал всю их почту. Поэтому Джозеф был вынужден вести
переписку с боссами из общественной библиотеки, откуда он завёл себе
альтернативный почтовый ящик.
В условиях «холодной войны» управляющему пришлось нанять специальную
бригаду айтишников, которым дали указание сделать бэкап всего, что они
найдут в школьной сети. Это решение оказалось очень своевременным. Когда
админу сообщили об увольнении, он сказал, что «построил эту сеть своими
руками и заберёт её с собой». И в самом деле попытался. В последний
день работы админ залогинился и стёр из сети все документы. Если бы не
предусмотрительность Пауэлла, школа лишилась бы всех своих цифровых
активов.
Кошмар Пауэлла является наглядным примером, почему увольнение айтишника
может превратиться в мудрёную задачу. Это сотрудники, у которых хранятся
ключи от самого ценного, они могут слить конфиденциальную информацию в
несколько нажатий клавиш или отключить кого угодно от сети. Так что же
делать, когда нужно уволить кого-то из них в таких сложных условиях?
Шаг 1: План по контролю убытков
Первым делом нужно продумать, как вы можете восстановить любой потенциальный ущерб.
Вот что говорит Тодд Стефан, президент компании по управлению
хайтек-рисками Talon Cyber: «Не рубите сплеча. Всё нужно тщательно
спланировать. Планирование и предусмотрительность - вот что я считаю
самым важным».
Он говорит, что есть три важных аспекта, которые нужно учесть при
увольнении айтишника: «Доступ в сеть; программы, к которым он имеет
доступ; логины и пароли, которые он знает».
Следовательно, перед тем, как кого-нибудь уволить, нужно втайне
выяснить, какого типа доступ он имеет в разных сетях компании. Выясните,
кто ещё имеет доступ в эти системы; если никто, то добавьте ещё одного
пользователя на этих правах.
Кроме выяснения, какой доступ к разным системам имеет вскоре увольняемый
(но ещё не знающий об этом) айтишник, нужно также подготовиться к
плавной передаче его полномочий другим сотрудникам, а также продумать
специальные меры безопасности в связи с увольнением работника. Если вы
не готовы на сто процентов ко всем необходимым действиям, то лучше
повременить с увольнением.
Возможно, на этом этапе имеет смысл привлечь стороннюю компанию к аудиту
сетей. Если в сети есть какие-то бэкдоры или если айтишник подозревает,
что его могут уволить, он может создать ещё какие-то потенциальные
проблемы, и тогда аудиторы это заблаговременно выяснят и предупредят,
обнаружат любой саботаж либо признаки удаления следов преступной
деятельности. Они могут сделать бэкап критических элементов системы.
Шаг 2: Всегда держите замену наготове
Перед увольнением айтишника убедитесь, что кто-то другой знает, чем занимается этот сотрудник и как выполнять его работу.
«Вам нужно организовать своё IT-подразделение так, чтобы в нём не было
ни одного незаменимого человека», - говорит Роберт Монро, ныне профессор
Карнеги-Меллона, до этого он 15 лет занимался разработкой ПО и
управлением проектами.
Одно из главных препятствий тому, чтобы кого-то уволить, - это мысль о
том, что он может быть единственным, кто обладает знанием о выполнении
критически важных задач. Монро советует как можно раньше выбить дурь из
таких «информационных тезавраторов», которые накапливают информацию и не
хотят ею делиться.
«Всегда, всегда, всегда действуйте с мыслью: а что, если его собъёт
автобус?», - говорит Монро. Если даже такая перспектива не пугает
тезавратора, то объясните ему ещё три истины, которые сильнее
затрагивают его интересы. Люди, у которых нет надёжного сменщика,
никогда не пойдут в отпуск. Они никогда не могут взять больничный. И,
что ещё интересно, им никогда не предложат повышение по службе, то есть
более престижная и высокооплачиваемая работа для них теперь недоступна.
Так или иначе, ведя стратегические бои с тезавратором на эмоциональном
фронте, обязательно попытайтесь использовать несколько тактических
приёмов, которые гарантируют отступление в случае неудачи. Монро
рекомендует чередовать обязанности между сотрудниками IT-отдела на
периодической основе, чтобы каждый мог частично приобрести необходимые
способности и информацию о критических задачах.
Менеджер должен убедиться, что сотрудники знакомы с работой, которую делают их товарищи по IT-отделу.
Шаг 3: Делайте это быстро
Но как в реальности спустить курок? Джим Ланзалотто, вице-президет
аутсорсингового агентства Yoh, советует пойти в кино: «Вы смотрели фильм
«Офисное пространство»? Так вот, делайте в точности наоборот». Он
объясняет: в фильме руководство нанимает консультантов по эффективности
труда, которые проводят подробные интервью с каждым сотрудником, чтобы
выяснить, кого из них уволить. Это создаёт некий барьер между
сотрудниками в офисе, что неправильно.
Если вы собираетесь уволить сотрудника, делайте это быстро. Монро
рекомендует завести некую стандартную процедуру. Она должна включать
проверку по списку всех пунктов по допуску к критическим системам, а
также окончательное интервью с увольняемым по прояснению всех ключевых
моментов относительно соглашений о неразглашении.
Стефан рекомендует во время интервью задавать вопросы, которые помогут
избавиться от проблем. Например, выяснить, какие пароли имеются у
увольняемого и к каким системам. А также что нужно сделать в случае его
увольнения. В это время другой сотрудник должен прямо во время интервью
изучить компьютерные системы и убедиться, что ничего не повреждено.
Другой сотрудник должен поменять пароли и системы авторизации так, чтобы
после выхода из комнаты для интервью увольняемый айтишник не смог войти
в систему под чьим-нибудь чужим паролем.
Все эти превентивные действия полностью нормальны, и они вовсе не
означают, что к сотруднику относятся как к потенциальному преступнику.
Во время увольнения айтишника нужно относиться к нему с уважением,
общаться в профессиональном ключе. Если вам нужна информация и вы
относитесь к нему как к преступнику, то этим самым вы склоняете его дать
вам плохую информацию или повредить систему, или вовсе прекратить
общение с вами.
Предупреждение: не делайте этого в пятницу
Увольнение прямо перед выходными только увеличивает смятение работника и
даёт ему время причинить больше ущерба вашим системам в выходные, когда
большинство сотрудников отсутствуют на рабочих местах.
Стефан обращает внимание на преимущества увольнения в понедельник утром.
В этом случае у вас есть уикенд, чтобы провести необходимую
подготовительную работу: бэкап файлов, поиск и устранение бэкдоров в
сети, закрытие доступа в другие системы, и в процессе этого вокруг не
так много людей, которые могут догадаться о готовящихся событиях.
Правда, Ланзалотто считает, что увольнение сотрудника в понедельник
может негативно сказаться на производительности труда остальных
работников, потому что они всю неделю будут обсуждать это событие.
Впрочем, в любом случае увольнять в пятницу нельзя.
Шаг 4: Обработка выживших
Неприятная часть работы может быть позади, но последствия увольнения
имеют отношение не только к информационным технологиям. Сотрудники могут
нервничать и не находить себе места, так что менеджеры должны
действовать быстро, чтобы разрядить обстановку.
«Будьте настолько открыты, насколько это возможно в рамках корпоративной
культуры, - говорит Монро. - Если вы донесёте до них мысль, что решение
не было деспотичным и случайным, то вы устраните значительную долю
опасений, которая у них возникла».
Кроме того, честное обсуждение увеличивает вероятность того, что
вышедший из равновесия офис самостоятельно восстановит свою
работоспособность. Монро говорит, что в большинстве случаев, если
кого-то увольняют за профнепригодность, то это не удивляет его коллег.
Когда ему в первый раз сотрудники устроили бурную овацию за то, что он
уволил проблемного сотрудника, Монро понял, что тот человек, который
является головной болью для менеджера, обычно мешает и своим коллегам
тоже. Источник: habrahabr.ru
|