Автор: Дмитрий Кораблев Автор Фото: Дмитрий Кораблев
Фотомодели: Александра Сенаторова, Андрей
Сергеев, Вероника Кулешова Взаимоотношения
фотографа и человека, который находится перед объективом и именуется фотомоделью,
всегда были очень непростыми. Как сделать их не только полезными, но и
приятными? Как создать условия для получения художественных снимков? Это целая
наука...
Перед тем
как непосредственно приступить к съемке портрета, фотограф должен установить
психологический контакт с человеком, которого собирается снимать. Это
чрезвычайно важно для достижения конечного результата — высококачественного
художественного портрета. Чтобы
запечатлеть на снимках яркую индивидуальность — что очень важно для
художественного портрета — неомраченную личными страстями и проблемами,
необходимо научиться работать с фотомоделью, какой бы «сложной» она ни была.
Зачастую
человек, находящийся перед камерой, смущается, не может расслабиться и
затрудняется быть естественным. Задача фотографа — помочь ему «раскрыться»
перед «лицом» объектива. Работа профессионального фотографа сродни труду
профессионального психолога: после сеанса фотосъемки у настоящего мастера люди
забывают свои страхи, перестают казаться себе непривлекательными и испытывать
неуверенность. Умение подчеркнуть достоинства внешности человека способно
оказать терапевтическое воздействие на личность. Как
правило, попадая в экстремальную ситуацию, человек не располагает временем на
раздумья и анализ. Попадающий в такие ситуации — раскованный и естественный
человек действия. Тут бы и достать фотоаппарат. Но художественная съемка —
это не съемка в экстремальных условиях. Это процесс, требующий подготовки и
порой достаточно длительной. К сожалению, за период подготовки модель зачастую
успевает напрячься до такой степени, что нацеленный на нее объектив фотокамеры
вызывает у нее настоящий трепет и даже состояние стресса — так называемый
мандраж, который может быть выражен не явно, но присутствовать в той или иной степени. Среди
признаков, указывающих на то, что вашу модель охватила паника, очевидны
следующие: появляется сильная бледность (профессионалы стремятся скрыть ее под
гримом), дыхание становится учащенным, лоб покрывается испариной. Как
справиться с этим неуместным для съемки состоянием? Мандраж
можно снять быстро и эффективно с помощью дыхательных упражнений. По шесть
секунд на вдох, выдох и паузы между ними. Также следует расслабить мышцы. Лучше
всего постепенно сильно напрягать каждую мышцу, а затем расслаблять ее. Особое
внимание необходимо обратить на мышцы лица. Через некоторое время модель
возвращается в нормальное состояние. (Другая крайность — излишне уверенные в
себе модели, считающие, что только они знают, какое положение их тела наиболее
выгодно смотрится на фотографии и навязчиво предлагающие себя к съемке именно в
этом положении. Заработать расположение такой модели также не просто: можно
расшибиться в лепешку, убеждая упрямицу, что другая поза (нужная вам) не менее
соблазнительна, а она будет стоять на своем.) Кроме
самого съемочного процесса, беспокойство могут вызывать и специфические, в
некотором роде интимные отношения фотографа и фотомодели, возникающие как
результат усиленного визуального общения фотографа с моделью в процессе
работы. Все дело
во взгляде, каким пользуется человек в процессе коммуникации, который
психологи подразделяют на три типа. Деловой взгляд — скользит по глазам и
середине лба собеседника. Социальный — блуждает по глазам и рту собеседника. И
интимный замыкает глаза собеседника и область гениталий. Фотограф, работая над
портретом, пользуется третьим, интимным типом «рассматривания». Чтобы
«снять» создавшееся напряжение и нивелировать усугубляющуюся интимность
ситуации, фотографу следует комментировать каждый взгляд и каждое действие,
объясняя их рабочей необходимостью. То же
можно сказать и о физической дистанции между фотографом и фотомоделью.
Психологи обозначили расстояния, возникающие в процессе общения между людьми,
как публичную зону (до шести метров), социальную (до трех метров), персональную
(расстояние вытянутой руки) и интимную (на толщину ткани одежды, если она
есть). Как показывает практика при общении с незнакомыми людьми лучше
держаться социальной зоны, внедряясь в персональную, только чтобы поправить у
модели сбившийся галстук или непокорную прядь. Границы интимной зоны лучше не
пересекать. При
выполнении любой коллективной работы психологи рекомендуют соблюдать
определенную последовательность действий. На этапе
завязывания отношений не стоит жалеть ни времени, ни сил. Помните, вы
закладываете основу взаимопонимания. На этом этапе модель и фотограф пьют чай,
кофе, виски, изучают друг друга, находят общие интересы — одним словом,
«удобряют» почву для строительства последующих отношений.
|